Советы родителям

Домашнее задание в учебной деятельности школьника

 

 

«Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку

и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием,

но способность правильно пользоваться ими

 разовьёт только домашний самостоятельный труд».

 

И. Кант

 

 Данные психологических исследований.

Если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1-3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий.

Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3-5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

Известный психолог Эльконин – Давыдов так говорит о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации,  учиться выполнять работу качественно и в срок.

Домашнее задание выполняет различные функции. Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

Третья функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Иногда родители, желая помочь своему ребёнку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребёнка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика.

Почему так остро встаёт вопрос выполнения домашнего задания? Во-первых, потому, что дети учатся у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он сталкивается с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и не его физическом и эмоциональном состоянии. Во-вторых, само содержание домашнего задания направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления – этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.

Домашнее задание должно учить ребёнка рассуждать, разговаривать, советоваться с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.

Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Главное назначение домашнего задания:

  – воспитание волевых усилий ребёнка, ответственности и самостоятельности;

– овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

– формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

– формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы  и т.д.)

Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:

– ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;

– домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;

– вместе с домашним заданием будут чётко определяться сроки его исполнения;

– выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

Советы родителям:  

– не превращайте выполнение ребёнком домашних заданий в орудие пыток;

– формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу;

– поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;

-помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;

– не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;

– формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий;

– используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;

– консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребёнка.

–   Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

–   Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребёнка умения выполнить заданное упражнение.

–  Создайте условия для успешного выполнения ребёнком домашнего задания.

– Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

–Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

–   Требуйте от своего ребёнка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

— Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.

–  Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.

–  Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придётся чем-то жертвовать.

–   Хвалите ребёнка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

т      –  Не отмахивайтесь от вопросов ребёнка. Этим вы усугубите проблемы связанные с подготовкой домашних заданий.

Для того, чтобы облегчить своему ребёнку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

Если вы считаете, что ваш ребёнок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику или завучу.

Покупайте своему ребёнку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

Нередко в учёбе возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учёбы часто связаны с увеличением количества предметов, сложностью предметов; во-вторых, неумение анализировать, плохая речь, слабые память и внимание; в-третьих, нежелание заставить себя заниматься, неразвитая, слабая воля.

Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.

Нужно помогать ребёнку в учёбе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.

Чаще играйте с ребёнком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

Приучайте ребёнка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.

Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учёбе, но и в других делах. Что касается учёбы, то пусть ребёнок научиться в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. в этом ученику поможет специальная памятка.

 

 Памятка “КАК  ГОТОВИТЬ  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ”

1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.

  1. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.
  1. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
  1. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.
  1. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
  1. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.
  1. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое их них.
  1. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения по следующему предмету.
  1. В процессе приготовления домашнего задания необходимо делать перерывы.
  1. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запоминать.
  1. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться.
  1. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.
  1. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.
  1. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.
  1. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
  1. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.  Надо составлять план.

 

                  Метод ключевых слов  

Этот метод может помочь ребёнку при изучении большого по объёму текста.

Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – сразу вспоминаешь, о чём сказано в нужной части текста.

При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов. В результате получается цепочка. Её нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод «5П».

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, метод «5П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.

1П – просмотри текст (бегло);

2П – придумай к нему вопросы;

3П – пометь карандашом самые важные места;

4П – перескажи текст (используя ключевые слова);

5П – просмотри текст.

 

Способы оказания поддержки ребёнку без излишней похвалы.

  1. Старайтесь высказывать своё личное мнение: «Мне нравится…». « Я ценю.. .», «Мне здорово помогло.. .» (вместо: «У тебя великолепно получается…», («У тебя получается лучше, чем у …»).Дети в состоянии воспринять вашу искреннюю реакцию на свои действия, но могут растеряться или почувствовать себя неловко получая явно завышенную оценку, которую ещё предстоит оправдать.
  1. Демонстрируйте уверенностьв способностях своих детей. «Мне так приятно, что ты на выходные выбил ковры они же такие тяжёлые. Теперь я знаю, что у меня есть настоящий помощник». Но не так: «Для твоего возраста у тебя неплохо получается» или «Превосходный рисунок». Другими словами, дайте детям возможность самим сделать вывод о своих способностях. Неплохо при этом задать вопрос: «А ты сам что думаешь?» и дать ребёнку свободу в оценке своих способностей.
    3. Отмечайте, насколько трудной была работа, которую сделал ваш ребёнок. «Земля такая твёрдая!» вместо: «Ну, ты силён вскопать такую грядку!» Пусть он сам додумает, что вы оставили между строк.
    4. Замечайте, успехи и старания ребёнка. «А ведь ещё месяц назад ты мог один раз туда и обратно!» «Ты целый час над этим проработал!» «Я смотрю, у тебя с братом в последнее время наладились отношения!» В нашем мире слишком много внимания уделяется окончательному результату в ущерб стараниям, приложенным к его достижению, поэтому дети могут легко потерять интерес без вашей поддержки их усилий. И, постарайтесь, не испортить всё, сказав в конце, что они «способны на гораздо большее».
    5. Не упускайте возможность отметить вклад ребёнка в общее дело. Поскольку мы стремимся наладить в семье атмосферу сотрудничества, а не конкуренции, постарайтесь должным образом оценивать ситуации, в которых дети проявляют предусмотрительность, предупредительность, стараются помочь. Простое выражение признательности: «Спасибо!» «Благодарю за помощь!» «Молодец, что помог сестре!», или просьба помочь: «ТЫ не пособишь мне…» может значить для детей гораздо больше, чем фраза вроде «Ты такой предусмотрительный».
    6. Не упускайте возможность прокомментировать положительный результат действий ребёнка. Ребёнку будет очень приятно, если вы скажете: «Теперь мне будет гораздо легче работать» или «Теперь комната выглядит гораздо чище», потому что он знает, что это правда.
    Итак, старайтесь подчёркивать важность стараний, отмечать достижения ребёнка (даже самые небольшие), существенность результатов его действий и его вклад в общее дело, а также реальные трудности, с которыми он столкнулся, выполняя его. Всё, что вы говорите, должно звучать искренне и правдиво. Дайте детям самим оценить то хорошее, что они сделали. Помните, что хорошего много просто мы не привыкли акцентировать на нём внимание, а ведь это может существенно поднять степень уверенности детей в своих силах.