Организация работы с обучающимися с ОВЗ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ИНВАЛИДОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

В российском законодательстве используется термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», который обозначает физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. В данную категорию обучающихся включаются инвалиды, для обучения которых необходимо создание специальных условий. (  Ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Согласно статье 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ следует понимать особые требования к материально-технической составляющей образовательной организации, организации образовательного процесса, содержанию образовательных программ, адаптированные под возможности обучающихся с ОВЗ и обеспечивающие получение ими полноценного образования соответствующего уровня.

 

В соответствии с частями 4 и 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой (ч. 1 ст. 79 данного Федерального закона). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Адаптированной образовательной программой считается образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (пункты 16, 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ). В настоящее время МБОУ «СШ № 1 им. И. Прокопенко гор. Гвардейска» реализуются следующие образовательные программы:

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития  11 чел.
 Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся 5-7 классов с задержкой психического развития  18 чел.
 Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся 8-9 классов с задержкой психического развития  10 чел.
 Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся 1-2 классов с умственной отсталостью 0 чел.
 Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся 3-9 классов с умственной отсталостью 6 чел.
 Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития 0 чел.
Программа коррекционной работы с обучающимися с лёгкой умственной отсталостью  

Для реализации вышеуказанных программ приобретены  специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, возможно при необходимости  предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

Для всех детей с ОВЗ организовано проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

— площадь зоны на 1 учащегося с поражением опорно-двигательного аппарата в учебных кабинетах следует принимать более 3 кв. м;

В настоящее время в школе обучаются 9 детей-инвалидов, 6 обучающихся с умственной отсталостью, 39 обучающихся с задержкой психического развития. Организовано совместное их обучение с остальными учащимися. Три ребенка обучаются на дому.

Всем детям с ОВЗ организуется специальное сопровождение педагога-психолога и социального педагога, организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития.

Итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования для обучающихся с ОВЗ:

— проводится в форме ГВЭ  (государственный выпускной экзамен);

— продолжительность экзамена для обучающихся с ОВЗ, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов увеличивается на 1,5 часа по сравнению с общей продолжительностью;

— для проведения итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов кабинет для сдачи экзамена оборудуется с учетом их индивидуальных особенностей. 

— при проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие указанным обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание;

— обучающиеся с учетом их индивидуальных особенностей в процессе сдачи экзамена пользуются необходимыми им техническими средствами.

Итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ проводится в форме ЕГЭ , продолжительность которого увеличивается на 1,5 часа с учетом состояние здоровья, особенностей  психофизического развития обучающихся с ОВЗ. Обеспечена возможность беспрепятственного доступа таких обучающихся в аудитории,  и иные помещения.

Все учащиеся с ОВЗ имеют доступ к дистанционным образовательным ресурсам школы и имеют возможность обучаться дистанционно, находясь на лечении или оздоровлении в специализированных организациях.